Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.
Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию.
С 2008 года образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. 25.12.2008 издан Федеральный закона «О противодействии коррупции», который установил принципы и основы борьбы с коррупцией.
Вышеуказанным законом определено, что коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение данных действий от имени или в интересах юридического лица.
Как не активна роль прокуратуры в принятии мер по противодействию коррупции, она не сможет обойтись без помощи граждан. В обществе всегда есть люди, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона.
Однако, к сожалению, для большинства дача взяток для решения бытовых вопросов, личных вопросов с целью уйти от установленной ответственности не противоречит мировоззрению и нравственным ограничениям.
Коррупция – это преступление, которое влечет уголовную ответственность!
Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов. При этом уголовным законом определяется наказание за дачу взятки в кратком размере от суммы взятки. Федеральным законом Федеральный закон от 08.03.2015 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наряду с краткой суммой установлен размер штрафа в пределах до одного миллиона рублей, но это только применительно к преступлениям за получение взятки без квалифицирующих признаков (ч.1 ст. 290 УК РФ), за дачу взятки должностному лицу (ч.2 ст. 291 УК РФ).
Несмотря на предусмотренное наказание, граждане переступают уголовный закон и несут соответствующее наказание. Ежегодно в Охинском районе регистрируются факты дачи взяток должностным лицам. Однако решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка – это создание бессрочного риска потерять все приобретенные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем, вплоть до потери свободы.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность не только в виде штрафа, но и лишения свободы на срок до 12 лет, как за получение
взятки, так и за дачу.
В коррупционном процессе всегда участвует две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.
Взяткополучателем может быть должностное лицо, государственный и муниципальный служащий, который «продает» свои полномочия заинтересованным лицам. От него могут ожидать исполнения, а также не исполнения его обязанностей (не привлечения к установленной ответственности), передачи информации и т.п. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое служебное положение, влияние и предоставленную власть.
Уголовным законом предусмотрено и освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, но только в том случае если:
- лицо, давшее взятку, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица:
- лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном, особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки.
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Однако не только дача и получение взятки относятся к коррупционным деяниям, к таковым относятся также посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, подпадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.
В этой связи, в случае вымогательства взятки или отсутствии возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью), а также об иных фактах коррупции необходимо сообщить в правоохранительные органы.